Тверской Городской Форум

Статьи, обзоры и общение

Балласты для ламп

Содержание

Электронный балласт для ЛДС.

  • Относительно крупный дроссель (L2), этак 8х8, мотаный проводом 0.3 — 0.4. Зазор в сердечнике около 1мм. Индуктивность неизвестна — положимся на китайских товарищей :).
  • Выводы для лампы и никакого позистора для плавного пуска — обычное дело.
  • Другие частые неисправности таких конструкций: обрыв накала лампы, плохая пайка или контакты, пробой конденсаторов.
  • Донором выступила плата от другого «энергосберегающего» китайца цокольного типа. На ней имелось 2 транзистора MJE13002 — на вид менее мощные, чем MJE13005, но впринципе, ведь и радиатор можно поставить :). Кроме того, у них меньшие допустимые напряжения но… на практике их часто используют. Впринципе, от мощной энергосберегайки можно и дроссель позаимствовать — схема и суть вся та же. Кроме того, решил таки защитить родную сеть от помех и сделать включение чуть плавнее — поставил на вход фильтрующую цепь L1-C1 (из того, что было под рукой).

    Схема по итогам обследования и ремонта:

    Некоторые пояснения по схеме.

    • Горелый предохранитель заменил просто на тонкий волосок из многожитьного провода (вообще-то так делать на следует).
    • Трансформатор TV1, в отличии от виденных мной рекомендаций, изначально намотан немного по-другому. По обмоткам: 1,3 — 4 витка; 2 — 9 витков. Так и оставил.
    • Вместо R2, R3 у меня стояли перемычки — оставил.
    • Как я понимаю, цепь R1-C3-VD8 — нужна для запуска генератора. R4-C4 — демпферная цепь — в простых модификациях этой схемы ее иногда не ставят.
    • Диоды VD6, VD7 — защитные. Иногда попадаются схемы, где они в цепи баз. Вообще, защитный диод должен сажаться непосредственно на переход КЭ без всяких резисторов (но у меня их и нет :))
    • Конденсаторы C9-C10 образуют «среднюю точку» — в данном случае их емконсть достачто низка (обычно в таких схемах ставят порядка 100nF).
    • Кондесатор C5 задает ток через электроды. В большинстве цокольных «энергосберегаек» его емкость не превышает 4700Пф — здесь выше. По делу, параллельно ему должен стоять позистор (PTC), обеспечивающий прогрев электодов перед стартом, чтобы лампа дольше служила. Но позистора у меня не было, поэтому оставил как есть.
    • Случается вопрос о возможности протекания сквозного тока в этой схеме. Одно из объяснений, которое я слышал — в нормальном режиме транзисторы не успевают сгореть 🙂

    Подключалась лампа OSRAM 36Вт. Без мер предосторожности(!), тк этот балласт уже был когда-то 🙂 рабочий. На практике, при отладке рекомендуется включение ламп накаливания на 40-100 Вт в разрыв провода питания устройства, что-бы видно было где и что горит и сгореть не успело :). Я же включил амперметр переменного тока :).

    Зажигиние лампы практически мгновенное. Светит ровно, ярко. Амперметр показывает ~0.2А (от сети), что, вобщем, ожидаемо. Транзисторы после 10 мин работы можно вполне потрогать пальцами, т.е. температура в пределах 50С, такой же примерно и дроссель. Радиаторов ставить не стал.

    (!) Описанная схема использует опасные для жизни напряжения. Не проводите самостоятельно ремонт не имея должной квалификации.

    Так же для черчения схемы использовалась программа sPlan 4.0 — ничего себе такая программа. Вот схема.

    UPD: За несколько лет использования пробился и был заменен конденсатор C5, все остальное живет и здравствует.

    Неисправности

    Нарушение взаимодействия между клапаном дроссельной заслонки и датчиком ее положения чревато:

    • плавающими оборотами силового агрегата при его работе двигателя;
    • повышенными оборотами холостого хода;
    • остановкой мотора (заглох) при включении нейтральной передачи;
    • высоким расходом топлива (в зависимости от угла, на котором заклинило клапан);
    • неполноценным раскрытием мощностного потенциала двигателя.

    Устранение неисправностей

    Для диагностики необходимо проверять узел полностью, а также места его крепления. Порядок действий следующий:

    • снять с АКБ клемму «-«;
    • снимается патрубок ОЖ и закрепляется так, чтобы потерять как можно меньшее количество антифриза;
    • отодвинуть прилегающие к узлу дросселя шланги;
    • убрать приводной тросик ДЗ;
    • очистить потенциометр, убрав колодки и регулятор холостого хода;
    • демонтировать блок ДЗ;
    • определить состояние прокладки ДЗ и прочие элементы блока;
    • если присутствуют повреждения/износ, необходимо заменить блок ДЗ;
    • после устранения причины неисправности все собирается обратной последовательностью.

    После монтажа узла обратно проверяется система охлаждения на предмет ее герметичности при заливании соответствующей жидкости − подтеки, капли должны отсутствовать.

    Принцип работы и обзор видов

    Устройство дросселя для газоразрядных ламп довольно простое: по сути, это катушка индуктивности с ферромагнитным сердечником. Такой прибор используется, только если схема предусматривает подключение лампы с помощью электромагнитного пускорегулирующего аппарата. Электронный ПРА содержит в своей конструкции стабилизатор и преобразователь частоты, эти элементы позволяют зажечь свет, так как реализуют функции дросселя и стартера.

    Чтобы ответить на вопрос, зачем нужен дроссель, рекомендуется сначала понять принцип его работы. При включении в цепь происходит сдвиг фаз между основными электрическими параметрами: напряжением и током. Это отставание определяется такой характеристикой, как cosφ (коэффициент мощности). При определении расчетного значения активной составляющей нагрузки учитывается данная величина. Если показатель коэффициента мощности небольшой, возрастает уровень нагрузки. Поэтому в схему включают еще и конденсатор с компенсационной функцией.

    Используя данный элемент (3-5 мкФ) при , мощность которых достигает 36 Вт, можно добиться увеличения cosφ до 0,85. Минимальный предел мощности люминесцентных ламп в данном случае – 18 W. Емкость конденсатора для источников света 18 W и 36 W может быть одинаковой. Уровень выдерживаемой дросселем нагрузки должен соответствовать мощности источника света.

    Различают несколько исполнений таких приборов, каждое из которых отличается по величине потери мощности:

    • D (обычный);
    • В (пониженный);
    • С (самый низкий).

    Принцип действия дросселя предполагает расход части мощности не по прямому назначению, а на нагрев прибора. Полезная работа при этом не выполняется, а значит, уровень потерь определяет эффективность функционирования: чем выше эта величина, тем больше греется дроссель для подключения люминесцентной лампы.

    Подключение источника света с электронным балластом

    Более высокотехнологичным и экономным вариантом является использование пускорегулирующего устройства, которое называется электронным балластом. Благодаря подключению люминесцентных ламп без дросселя и стартера отсутствуют практически все недостатки, присущие устройствам с электромагнитным балластом.

    В частности, данный способ подключения люминесцентной лампы характеризуется:

    • отсутствием мерцающего эффекта;
    • низким потреблением электроэнергии;
    • рациональным нагреванием электродов;
    • отличной экономичностью;
    • легким запуском ламп в помещениях с низкой температурой;
    • автоматической адаптацией пускорегулирующего устройства под параметры источника света;
    • длительным эксплуатационным периодом ламп.

    Люминесцентные лампы отличаются небольшим весом. Их можно помещать в стандартный цоколь и вкручивать в обычный патрон.

    К недостаткам использования устройств с электронным балластом относятся:

    • сложная схема подключения;
    • серьезные требования к комплектующим изделиям.

    Теперь о том, как подключить люминесцентную лампу с электронным балластом. По конструктивным особенностям это устройство является схожим с преобразователем сетевого напряжения. Для получения высокочастотного переменного напряжения используется малогабаритный инвертор.

    Минимальное нагревание электродов достигается при наивысшей частоте. Преобразователь начинает работать при максимальной частоте. Включение лампы происходит параллельно колебательному контуру, который обладает более низкой частотой, нежели первоначальный показатель преобразователя.

    В процессе запуска лампы происходит снижение частоты и повышение напряжения на колебательном контуре. Это приводит к нагреву электродов и последующему возникновению газового разряда. В результате замыкания колебательного контура лампочка начинает светиться.

    Сравнивая два варианта, следует констатировать факт, что лампы с электронными пускорегулирующими устройствами являются более предпочтительным источником световой энергии. Существенная экономия достигается при замене стартера и дросселя электронным балластом. Причем корпус светильника можно оставить тот же.

    Выявление неполадок и их устранение

    Неисправность лампы дневного света выражается в:

    1. Полном отсутствии включения.
    2. Кратковременных мерцаниях лампы с дальнейшим включением.
    3. Продолжительном мерцании без дальнейшего включения.
    4. Гудении.
    5. Мерцании в режиме горения.

    Это может неблаготворно сказаться на зрении человека, поэтому следует незамедлительно диагностировать поломку и приступить к ремонту светильника. Для этой цели понадобится мультиметр или тестер сопротивления.

    Часто ЛЛ не горит из-за плохого контакта между штырьками лампы и контактами патрона. Держатели со временем изнашиваются и окисляются. Следует почистить их спиртосодержащей жидкостью, ластиком, мелкой шкуркой, а при необходимости подогнуть или заменить пластинки контактов для лучшего соприкосновения со штырьками. Следует помнить, что ЛДС не работает при температуре ниже –50 ˚С и при скачках напряжения более 7 %.

    Целостность спиралей-электродов

    Лампа не загорается. Проверяется при помощи мультиметра или индикатора на наличие сопротивления с мини-лампочкой. Переключатель устанавливают на измерение сопротивления – минимальный диапазон, щупами прикасаются к штырькам сначала с одной, потом с другой стороны. Неисправная спираль покажет нулевое сопротивление (нить порвалась). Целая нить покажет незначительное сопротивление – от 3 до 16 Ом. Если даже одна из спиралей покажет обрыв, лампа подлежит замене. Восстановить работоспособность с такой поломкой не получится.

    Неисправности в электронном балласте

    В лампах нового поколения используется электронная пускорегулирующая аппаратура (ЭПРА). Чтобы понять, исправен ли балласт, заменяют его на заведомо рабочий. Если светильник включился, это означает, что поломка была в нем. Старый балласт можно починить в домашних условиях. Сначала можно попробовать заменить предохранитель на аналогичный с таким же диаметром и плавкой вставкой. Если спиральные нити слабо светятся – пробит конденсатор между ними. Его нужно заменить на аналогичный, но с рабочим напряжением 2 кВ. В дешевых балластах ставят конденсаторы на 250–400 В, которые часто сгорают.

    Устройство электронного балласта

    Транзисторы могут перегореть из-за скачков напряжения. При работе сварочного агрегата или любой мощной техники ЛДС желательно выключать. Транзисторы можно взять из списанных балластов или подобрать по таблице. После замены любого элемента нужно проверить исправность светильника, вставив в него лампу мощностью 40 Вт.

    Как проверить дроссель люминесцентного светильника

    Признаки неисправности дросселя:

    • гудение светильника из-за дребезжания пластин;
    • лампа зажигается нормально, потом темнеет по краям и гаснет;
    • перегрев ЛДС;
    • после включения внутри колбы бегают змейки;
    • сильное мерцание.

    Проверка дросселя

    Для проверки дросселя на исправность из светильника вынимают стартер и замыкают накоротко контакты в его патроне. Вынимают лампу и закорачивают контакты в патронах с обеих сторон. Мультиметр устанавливается в режим измерения сопротивления, щупы присоединяются к контактам в патроне лампы. Обрыв обмотки покажет бесконечное сопротивление, а межвитковое замыкание – значение (стрелка) около нуля.

    Как проверить стартер

    Если при включении ЛДС мерцает, но не загорается, – неисправен стартер. Отдельно от светильника прозвонить стартер мультиметром не удастся, так как без напряжения его контакты разомкнуты. Схема проверки данного элемента включает в себя лампочку 60 Вт и стартер, подключенные последовательно к сети 220 В.

    Как проверить емкость конденсатора тестером

    Неисправный конденсатор, находящийся между проводами сети питания, снижает КПД светильника до 40%. В рабочем состоянии КПД составляет 90%, что более экономично. Для ЛЛ до 40 Вт подойдет конденсатор емкостью 4,5 мкФ. Слишком низкая емкость снижает КПД, высокая – вызовет мерцание. Исправность конденсатора проверяют мультиметром с соответствующей функцией.

    Как работают люминесцентные лампы

    Люминесцентные лампы относятся к энергосберегающим, а их работу можно сравнить с различными типами газоразрядных источников света. Все элементы размещаются в стеклянной колбе, из которой предварительно откачан воздух. Взамен закачивается инертный газ с небольшим количеством ртути.

    С противоположных сторон установлены спиральные электроды, выполняющие функцию нитей накаливания. Каждый из них соединяется с двумя контактными штырьками, расположенными на пластинах из диэлектрического материала. Внутренняя сторона стеклянной трубки покрыта люминофором. Конструкция всех ламп одинаковая, независимо от размеров колбы. Сами лампы вставляются в специальные светильники.

    Для включения осветительного прибора применяется электромагнитная (ЭмПРА) или электронная (ЭПРА) пускорегулирующая аппаратура. Основным элементом ЭмПРА является дроссель, выполняющий функцию балластного сопротивления. Конструктивно он представляет собой катушку индуктивности, включенную последовательно в цепь с лампой дневного света.

    Дроссель следит за равномерностью разряда и поддерживает его на одном уровне. В случае необходимости осуществляется корректировка тока. В момент включения происходит сдерживание пускового тока до полного разогрева спиральных нитей. За счет этого они не перегреваются и не перегорают. Далее за счет самоиндукции в дросселе возникает напряжение, от которого и загорается лампа.

    Балластное сопротивление должно работать с минимальными потерями мощности, обладать небольшими размерами и весом.

    Важным требованием является бесшумная работа и величина температуры накаливания, не превышающая 600 0 С.

    Еще одной деталью системы ЭмПРА, играющей важную роль, служит стартер тлеющего разряда. При включении лампы в нем появляется разряд тока, обеспечивающего накал биметаллических контактов. После их замыкания ток в цепи возрастает, и электроды начинают разогреваться.

    Через определенное время контакты стартера остывают и цепь размыкается. В этот момент из дросселя на электроды подается высоковольтный импульс, что приводит к появлению между ними дугового разряда. Под его воздействием появляется ультрафиолетовое излучение, а люминофор, нанесенный на стекло, начинает светиться в видимом спектре, то есть лампа загорится.

    Люминесцентные светильники нового поколения оборудуются ЭПРА – электронной пускорегулирующей аппаратурой (рис. 3). Срок службы и коэффициент полезного действия таких ламп существенно увеличился. В режиме свечения они могут работать даже с перегоревшей спиралью, в отличие от традиционных ЭмПРА. Кроме того, в современных схемах отсутствуют стартеры.

    Балласты электронного типа считаются дорогими и достаточно сложными в ремонте, поэтому в большинстве случаев они полностью заменяются новыми изделиями.

    Разновидности дросселей

    Выделяют следующие виды электрических дросселей, на основании видов ламп, в которых они используются:

    • однофазные – подходят для бытовых и офисных систем освещения, которые работают от сети 220 Вольт;
    • трехфазные – рассчитаны на сети 220 и 380 Вольт. Такие дроссели подойдут для ламп ДРЛ и ДНАТ.

    Электронный дроссель может принадлежать к одной из категорий в зависимости от места установки:

    • встраиваемые или открытые. Они монтируются в корпус светильника, который обеспечивает защиту от внешних факторов;
    • закрытые – отличаются герметичностью и влагозащищенностью. Такие устройства можно устанавливать в уличных условиях на открытых участках.

    В зависимости от назначения дроссели разделяют на виды:

    • переменного тока. Применяются с целью ограничения напряжения в сети, к примеру, в момент запуска электромотора или импульсных ИВЭП;
    • насыщения. В основном устанавливаются в стабилизаторах напряжения;
    • сглаживающие – для снижения пульсаций выпрямленного тока;
    • магнитные усилители. Такие катушки индуктивности предполагают наличие подмагничивающегося сердечника благодаря наличию постоянного тока в сети. При регулировке его параметров можно менять значения индуктивного сопротивления.

    Дроссели могут сохранять работоспособность на протяжении длительного срока эксплуатации при правильном использовании. Прибор предназначен для ограничения резких скачков напряжения, что позволяет обезопасить как приборы, так и всю сеть.

    В данной статье мы рассмотрим сетевые и моторные дроссели — фильтры низких частот, которые устанавливаются на входе и выходе частотных преобразователей. Простейшая схема подключения ПЧ выглядит следующим образом: три фазы на входе, три фазы на выходе, электродвигатель.

    Однако здесь возникает одна проблема. Дело в том, что частотный преобразователь является генератором широкого спектра помех, которые могут оказывать значительное влияние на работу устройств, находящихся неподалеку или питающихся от одной сети. С другой стороны, ПЧ сам реагирует на помехи различного рода, поскольку в его состав входят слаботочные компоненты. Поэтому при применении преобразователя очень важным является вопрос электромагнитной совместимости.

    Условно помехи можно разбить на два основных вида:

    1. помехи, передающиеся по электромагнитному полю
    2. помехи, передающиеся по питающим проводам

    В первом случае наводки можно уменьшить, проведя качественное экранирование и заземление преобразователя частоты, его проводов и периферийных устройств. Высокочастотные помехи, распространяющиеся по проводам, значительно снижаются с помощью радиочастотных фильтров.

    Назначение входного сетевого дросселя

    Сетевой дроссель, который также называют входным реактором, подключается на входе питания частотного преобразователя (обычно это силовые клеммы R, S, T). Основными параметрами сетевого дросселя являются индуктивность и максимальный длительный ток. Индуктивность выбирается такой, чтобы при рабочей частоте и номинальном рабочем токе падение напряжения на дросселе составляло 3-5%. Рассчитать падение можно по формуле:

    U=2πfLI, где f – рабочая частота (Гц), L – индуктивность дросселя (Гн), I – ток, А.

    Рассмотрим основные плюсы применения сетевого дросселя.

    1. Подавление высших гармоник, проникающих в питающую сеть от преобразователя частоты и обратно. Обычно в состав ПЧ входит радиочастотный фильтр, снижающий данные наводки. Подключение сетевого дросселя создает дополнительное подавление высокочастотных помех. В результате уровень высших гармоник питающего напряжения в значительной степени уменьшается, а действующее значение питающего тока стремится к величине тока основной гармоники (50 Гц).

    2. В случае, когда источник питания расположен близко, и сопротивление питающей линии очень низкое, использование сетевого дросселя позволяет значительно уменьшить ток короткого замыкания и увеличить время его нарастания. Это позволяет защитить ПЧ при коротких замыканиях на выходе.

    3. Если на одной шине питания расположены несколько мощных устройств, возможны ситуации, когда при их включении или выключении возникает скачок напряжения с большой скоростью нарастания. Сетевой дроссель значительно понижает этот эффект.

    При выборе оборудования следует учитывать один нюанс. Чтобы избежать перегрева дросселя, его номинальный ток должен быть равен или больше максимального тока преобразователя.

    Где искать датчик заслонки

    Чтобы устранить неполадки, необходимо точно знать, где же располагается необходимый датчик дроссельной заслонки. Датчик находится в моторном отсеке машины, открыв капот, вы легко сможете найти это место. Ось дроссельной заслонки соединяет патрубок с непосредственным механизмом. Причинами для тревоги могут быть такие:

    • увеличение холостых оборотов в сердце двигателя;
    • заглушка двигателя на нейтральной передаче работы;
    • плавание холостых оборотов;
    • сбои в динамике;
    • срабатывание кнопки «Check Engine».

    Такие признаки могут возникать, если один из подвижных сердечников вышел из строя, что спровоцировало нарушение в работе двигателя

    При осмотре также обратите внимание на состояние напыления в ползунке. Если напыление исчезло или стало белым, тогда это может свидетельствовать о нарушении работы двигателя

    Есть и другие причины возникновения проблем с контролем топлива, диагностировать их можно только с помощью специального оборудования, раздобыв которое, вы сами сможете справиться с данной работой.

    Многие автомобилисты задаются вопросом о том, как проверить датчик положения дроссельной заслонки? Для этого вам понадобиться выделить немного времени и произвести такие операции:

    • включив зажигание, необходимо подключить вольтметр к механизму, чтобы проверить напряжение между ползунком и показателем «минус». Нормой является показание, соответствующее 0,7 В;
    • далее необходимо полностью открыть заслонку. Для этого вам необходимо провернуть пластиковый сектор, на этом участке показатель должен быть равен 4 В;
    • проверьте сопротивление между контактом ползунка и любым выводом, перед этим необходимо включить зажигание и вытянуть разъем;
    • медленно и плавно проворачивайте сектор, наблюдая за показателем вольтметра, стрелка должна двигаться равномерно и плавно, сбои в ходе стрелки свидетельствуют о поломке дроссельной заслонки.

    Для того, чтобы избежать поломок, необходимо выбирать подходящие датчики дроссельной заслонки. Пленочно-резистивные дроссельные заслонки используются чаще всего. Именно такие датчики устанавливаются на заводах, но не всегда они являются подходящими. Универсальным вариантом является бесконтактный датчик дроссельной заслонки, этот механизм отлично справляется со своей работой и практически никогда не выходит из строя. Преимущество этого приспособления заключается в том, что он работает на магниторезистивной технологии, это помогает сократить вероятность поломок. Магнитные поля воздействуют на ось заслонки, меняя сопротивление, благодаря этому происходят изменения в показателях датчика. Данный тип дроссельной заслонки имеет высокую цену, но пользуясь им, вы поймете, что цена полностью оправдывает качество. Срок службы такого механизма гораздо дольше, чем у других видов. Используя бесконтактный регистратор дроссельной заслонки, можно избавиться от множества проблем. Современные технологии позволяют упростить уход за автомобилем, именно поэтому автомеханики советуют использовать магниторезистивные системы для регулирования подачи топлива в двигатель.

    Аварийные режимы работы

    Применение электроники делает затруднительным диагностику посредством внешнего осмотра. Вы можете только визуально проверить чистоту самого дросселя и легкость перемещения заслонки. Дроссель должен быть чистым! А заслока не должна закусывать.

    В случае неисправности узла электронного дросселя система включает аварийный режим «ограничения рывков» для возможности безопасного движения к месту ремонта, либо полного отключения возможности движения.

    В таком режиме возможны два варианта развития событий:

    1. Система по каким-то причинам не может управлять дроссельной заслонкой. Например неисправен или нет показаний от датчика положения дроссельной заслонки, или неисправен шаговый двигатель и дроссель неспособен перемещаться (открываться и закрываться).

    В таком случае ЭБУ отключает управление зажиганием двигателя. Электронная заслонка устанавливается в положение «оключено». Система полностью отключает функции управления зажиганием.

    2. Система на может контролировать намерение водителя. В этом случае ЭБУ ограничивает выходную мощность мотора. Например такое возможно если неисправен или нет сигнала от датчика положения педали акселератора.

    Для предотвращения повреждения двигателя блок управления снижает приращение скорости и мощности двигателя. Вся система управления двигателем переводится в режим принудительного холостого хода. Обороты двигателя практически не изменяются при нажатии на педель газа.

    Необходимость хорошего освещения радиолюбительского места занятий, с достаточным световым потоком и в тоже время экономичного, подвигло, можно даже сказать, на некоторые искания и пробу вариантов. Сначала использовал обычную небольшую лампу прищепку, поменял её на маленький настольный люминесцентный светильник, затем был 18 ваттный люминесцентный светильник «потолочно — настенного» варианта китайского производства. Последнее понравилось более всего, но крепление непосредственно самой лампы в арматуре было несколько занижено, буквально на два – три сантиметра, однако «для полного счастья» их и не хватало. Выход нашёл в том, чтобы сделать тоже самое, но по своему. Так как работа имевшегося ЭПРА нареканий не вызывала логично было схему повторить.

    Схема принципиальная

    Это большая часть данного ЭПРА, дроссель и конденсатор у китайцев сюда не вошли.

    Собственно добросовестно срисованная с печатной платы схема. Номинал электронных компонентов, позволяющих это сделать, определялся не только «по внешнему виду», но и при помощи замеров, с предварительным выпаиванием компонентов из платы. На схеме номинал резисторов указан в соответствии с цветовой маркировкой. Только в отношении дросселя позволил себе не разматывать имеющийся для определения количества витков, а замерил сопротивление намотанного провода (1,5 Ом при диаметре 0,4 мм) – сработало.

    Рисунок можно сохранить на ПК и увеличить

    Первая сборка на монтажной плате. Номиналы компонентов подбирал скрупулёзно, невзирая на габариты и количество, и был вознаграждён – лампочка зажглась с первого раза. Ферритовое кольцо (10 х 6 х 4,5 мм) от энергосберегающей лампочки, его магнитная проницаемость неизвестна, диаметр провода катушек на него намотанных 0,3 мм (без изоляции). Первый пуск в обязательнейшем порядке через лампочку накаливания в 25 Вт. Если она горит а люминесцентная первоначально мигает и тухнет – увеличивайте (постепенно) номинал С4, когда всё заработало и ничего подозрительного обнаружено не было, и убрал лампу накаливания, то уменьшил его номинал до первоначального значения.

    В какой-то мере ориентируясь на печатную плату первоисточника, нарисовал печатку под имеющийся подходящий корпус и электронные компоненты.

    Протравил платку и собрал схему.

    Электронный балласт для люминесцентных ламп схема 36w

    Последние получили наибольшее распространение за счет улучшенной конструкции, где проработаны и устранены мелкие недостатки (например, посторонние шумы и пульсации). Однако магнитный дроссель для ламп не уступает ближайшему конкуренту: его цена ниже, а надежность выше.

    Электромагнитный ПРА отличается более простой схемой подключения к люминесцентной лампе, чем электронный, но его работа сопровождается характерным шумом. Включение лампы происходит практически мгновенно – от 1 до 3 секунд. По мере использования временной интервал может увеличиться до 30-45 секунд. К недостаткам магнитного балласта относят наличие мерцаний и несколько больший расход электроэнергии в сравнении с электронным прибором.

    Электронный балласт оснащают схемой управления яркостью, что позволяет использовать его с диммером и регулировать интенсивность свечения лампы. За счет предварительного разогрева электродов ЭПРА обеспечивает лампе режим «теплого» запуска, продлевая эффективный срок ее жизни. Такие приборы потребляют меньше электроэнергии, чем магнитные аналоги, обладают более компактными размерами и легким весом. При несовместимости с лампой балласт может выйти из строя (в случае с магнитным ПРА – из строя чаще выходит сама лампа).

    Балласт для газоразрядной лампы (люминесцентные источники света) применяется с целью обеспечения нормальных условий работы. Другое название – пускорегулирующий аппарат (ПРА). Существует два варианта: электромагнитный и электронный. Первый из них отличается рядом недостатков, например, шум, эффект мерцания люминесцентной лампы.

    Второй вид балласта исключает многие минусы в работе источника света данной группы, поэтому и более популярен. Но поломки в таких приборах тоже случаются. Прежде чем выбрасывать, рекомендуется проверить элементы схемы балласта на наличие неисправностей. Вполне реально самостоятельно выполнить ремонт ЭПРА.

    Разновидности и принцип функционирования

    Главная функция ЭПРА заключается в преобразовании переменного тока в постоянный. По-другому электронный балласт для газоразрядных ламп называется еще и высокочастотным инвертором. Один из плюсов таких приборов – компактность и, соответственно, небольшой вес, что дополнительно упрощает работу люминесцентных источников света. А еще ЭПРА не создает шум при работе.

    Балласт электронного типа после подключения к источнику питания обеспечивает выпрямление тока и подогрев электродов. Чтобы люминесцентная лампа зажглась, подается напряжение определенной величины. Настройка тока происходит в автоматическом режиме, что реализуется посредством специального регулятора.

    Такая возможность исключает вероятность появления мерцания. Последний этап – происходит высоковольтный импульс. Поджиг люминесцентной лампы осуществляется за 1,7 с. Если при запуске источника света имеет место сбой, тело накала моментально выходит из строя (перегорает). Тогда можно попытаться сделать ремонт своими руками, для чего требуется вскрыть корпус. Схема электронного балласта выглядит так:

    Основные элементы ЭПРА люминесцентной лампы: фильтры; непосредственно сам выпрямитель; преобразователь; дроссель. Схема обеспечивает еще и защиту от скачков напряжения питающего источника, что исключает необходимость ремонта по данной причине. А, кроме того, балласт для газоразрядных ламп реализует функцию коррекции коэффициента мощности.

    По целевому назначению встречаются следующие виды ЭПРА:

    • для линейных ламп;
    • балласт, встроенный в конструкцию компактных люминесцентных источников света.

    ЭПРА для люминесцентных ламп подразделяются на группы, отличные по функциональности: аналоговые; цифровые; стандартные.

    Схема подключения, запуск

    Пускорегулирующий аппарат подключается с одной стороны к источнику питания, с другой – к осветительному элементу. Нужно предусмотреть возможность установки и крепления ЭПРА. Подключение производится в соответствии с полярностью проводов. Если планируется установить две лампы через ПРА, используется вариант параллельного соединения.

    Схема будет выглядеть следующим образом:

    Группа газоразрядных люминесцентных ламп не может нормально работать без пускорегулирующего аппарата. Его электронный вариант конструкции обеспечивает мягкий, но одновременно с тем и практически мгновенный запуск источника света, что дополнительно продлевает срок его службы.

    Поджиг и поддержание функционирования лампы осуществляется в три этапа: прогрев электродов, появление излучения в результате высоковольтного импульса, поддержание горения осуществляется посредством постоянной подачи напряжения небольшой величины.

    Определение поломки и ремонтные работы

    Если наблюдаются проблемы в работе газоразрядных ламп (мерцание, отсутствие свечения), можно самостоятельно сделать ремонт. Но сначала необходимо понять, в чем заключается проблема: в балласте или осветительном элементе. Чтобы проверить работоспособность ЭПРА, из светильников удаляется линейная лампочка, электроды замыкаются, и подсоединяется обычная лампа накаливания. Если она загорелась, проблема не в пускорегулирующем аппарате.

    В противном же случае нужно искать причину поломки внутри балласта. Чтобы определить неисправность люминесцентных светильников, необходимо «прозвонить» все элементы по очереди. Начинать следует с предохранителя. Если один из узлов схемы вышел из строя, необходимо заменить его аналогом. Параметры можно увидеть на сгоревшем элементе. Ремонт балласта для газоразрядных ламп предполагает необходимость использования навыков владения паяльником.

    Если с предохранителем все в порядке, далее следует проверить на исправность конденсатор и диоды, которые установлены в непосредственной близости к нему.

    Электронный балласт: устройство, ремонт и схема подключения для люминисцентных ламп

    Напряжение конденсатора не должно быть ниже определенного порога (для разных элементов эта величина разнится). Если все элементы ПРА в рабочем состоянии, без видимых повреждений и прозвон также ничего не дал, осталось проверить обмотку дросселя.

    В некоторых случаях проще купить новую лампу. Это целесообразно сделать в случае, когда стоимость отдельных элементов выше ожидаемого предела или при отсутствии достаточных навыков в процессе пайки.

    Ремонт компактных люминесцентных ламп выполняется по сходному принципу: сначала разбирается корпус; проверяются нити накала, определяется причина поломки на плате ПРА. Часто встречаются ситуации, когда балласт полностью исправен, а нити накаливания перегорели. Починку лампы в этом случае произвести сложно. Если в доме имеется еще один сломанный источник света сходной модели, но с неповрежденным телом накала, можно совместить два изделия в одно.

    Таким образом, ЭПРА представляет группу усовершенствованных аппаратов, обеспечивающих эффективную работу люминесцентных ламп. Если было замечено мерцание источника света или он и вовсе не включается, проверка балласта и его последующий ремонт позволят продлить срок службы лампочки.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *