Тверской Городской Форум

Статьи, обзоры и общение

Метод прокола под дорогой

Технология прокола под дорогой своими руками:

  • Наметьте траекторию прокладки коммуникаций под преградой. С двух сторон от преграды выройте рабочие приямки нужной глубины (чуть больше глубины самого прокола под коммуникации). Ширина стартового приямка должна быть такой, чтобы в него поместился работник с прутом арматуры до 2 метров.
  • Из стартового приямка начинайте вбивать по предполагаемой линии прокола стержень арматуры — он выступит в роли направляющей, а заодно поможет узнать, нет ли каких-то подземных преград (камней и т.д.). Вбивайте пруток до тех пор, пока его конец не покажется со стороны финишного приямка. Если же длины прутка недостаточно — наварите следующий стержень. Имейте в виду, лучше использовать стержни не длиннее 2 метров, иначе они будут деформироваться под ударами еще до захода в грунт.
  • Проложив арматуру в качестве направляющей, на нее следуют надеть трубу и начать вбивание. Чтобы труба легче прорезала грунт, на ведущий конец установите зубчатую насадку, а на другой конец (по которому производятся удары) — насадку-стакан. По мере того, как труба будет продвигаться в грунте, внутри начнет скапливаться и уплотняться земля — ее легко вымыть с помощью водяного насоса.

Важно: этот способ хорошо подходит только для относительно небольших проколов, не длиннее 3-4 метров.

Что же делать, если нужен прокол под дорогой на 10 метров своими руками? Можно воспользоваться для забивания арматуры и трубы гидроцилиндром или другим инструментом (например, дрелью). Но удержать при этом работающий инструмент в руках в одиночку очень сложно, да и сама процедура окажется трудоемкой. Бурение для бестраншейной прокладки коммуникаций длиной от 10 метров и более должно производиться специальной техникой по методу ГНБ.

Существуют мини-установки горизонтального бурения для таких случаев. Но здесь есть один нюанс: самовольно выполнять бурение нельзя, даже если работы будут проводиться по вашему участку. А ведь этим вопросом, как вручную сделать прокол под дорогой, обычно интересуются владельцы строящихся домов, которые нужно подключить к магистральному водопроводу или другой сети. Так вот, в этом случае требуется согласование.

Этап 1: согласование проекта строительства

План прокладки коммуникаций, в том числе и тех, что будут проходить под землей, должен быть обозначен в проекте строительства. Сам же проект нужно согласовать в соответствующих органах еще до начала работ.

Зачем нужно согласование:

  • Под землей могут проходить коммуникации, о которых вы не знаете, и есть риск их нарушить.
  • За самовольное бурение, особенно если оно выйдет за пределы вашей собственности, положен внушительный штраф.
  • Самовольное подключение к магистральным сетям строго запрещено (вы в любом случае не сможете сделать это без согласования проекта).

Этап 2: выбор метода прокладки

Выше мы описали, как делают горизонтальный прокол грунта под дорогой своими руками, но этот способ имеет немало ограничений. Он подходит только для песчаной и глинистой почвы без каменистых включений, а длина и диаметр трубопровода должны быть небольшими.

Прокладывать трубопроводы большего размера можно с помощью домкрата, пневмопробойника, грунтопрокалывателя, методом гидропрокола или вибропрокола, мини-установкой ГНБ и т.д. Каждый из этих способов требует своих условий, начиная от определенного типа почвы и заканчивая бюджетом строительства. Например, горизонтальное бурение ГНБ и прокладка пневмопробойником невозможны в почве с повышенным водонасыщением.

Ключевые факторы выбора:

  • Длина подземной трассы для коммуникаций;
  • Диаметр трубопровода;
  • Тип почвы и наличие скальных включений;
  • Наличие подземных вод и водонасыщенность грунта;
  • Характеристики участка и наличие подземных коммуникаций.

Как видите, перед тем, как сделать прокол под дорогой своими руками, важно всесторонне изучить сам участок и особенности грунта.

Исследование грунта

Для изучения свойств почвы на участке, где планируется прокол, можно обратиться в любую организацию, которая проводит геодезические работы. Компании, специализирующиеся на методах ГНБ, также обычно имеют в своем штате таких специалистов.

Результаты исследований сообщат о следующем:

  • Тип и состав почвы;
  • Наличие твердых включений;
  • Наличие подземных пустот;
  • Направление, скорость и глубина прохождения подземных вод;
  • Возможные опасности на застраиваемом участке.

Независимо от того, делаете вы прокол под дорогой своими руками или с помощью инструмента, такие сведения помогут не потратить время и деньги впустую, внезапно наткнувшись на скальную породу или старые коммуникации. Кроме того, они важны для обеспечения безопасности во время работ и позволят избежать обвала уже готового тоннеля.

Полезные советы:

  • Используйте качественные трубы для коммуникаций и помните, что разные материалы отличаются по температурному режиму, стойкости к коррозии, прочности и т.д.

    Техника безопасности: стоит ли делать прокол самостоятельно?

    Сразу отметим, в каких случаях не стоит делать прокол под дорогой своими руками: если длина необходимой трассы больше 10 метров, а также когда на территории уже есть подземные коммуникации или труднопроходимые участки.

    На песчаных, глинистых и других мягких грунтах можно рискнуть и сделать все самостоятельно, если вы достаточно хорошо изучили участок. Но в любом случае вы должны подготовиться, изучить техническую часть вопроса и быть уверенными в своих силах.

    Когда можно сделать прокол вручную:

    • У вас есть инженерное или строительное образование либо большой практический опыт в этих сферах, чтобы правильно оценить риски.
    • Вы согласовали проект строительства или реконструкции дома с планом будущих коммуникаций, вам одобрили проведение работ.
    • Вы уверенны в своей физической силе (особенно если речь идет о механическом проколе) или имеете несколько помощников.
    • У вас есть все необходимые инструменты: домкрат, дрель, пневмопробойник или мини-установка ГНБ, сварочный аппарат и т.д. (выбор инструментов зависит от метода прокладки коммуникаций).
    • Вы готовы приложить усилия, потратить время на изучение технологий и все сделать самостоятельно, чтобы сэкономить на затратах.
    • Вы исследовали грунт и уверены, что он подходит для выбранного метода прокола. На нужном участке нет подземных коммуникаций.
    • Длина подземной трассы, которая будет выполняться методом прокола, не превышает 10 метров.

    Если же у вас есть сомнения или вы не хотите тщательно изучать методы бурения, заниматься исследованием грунта и другими подготовительными работами, которые могут занять несколько недель, лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные работники справятся с задачей в течение 2-3 дней без ущерба для благоустроенной территории. При этом компании дают пожизненную гарантию на свои работы, а значит, не нужно будет опасаться просаживания или обвала грунта.

    Зачастую для того, чтобы проложить инженерные коммуникации, предполагающие монтаж трубопровода, требуется преодолеть такое препятствие, как дорога.

    Такой вид работ, как прокол под дорогой, требуется в тех случаях, когда к загородному дому или дачному участку необходимо провести водопровод через дорогу. Этот метод позволяет укладывать трубы, имеющие разные диаметры, чтобы в дом поступали вода или газ. Кроме этого, прокол под дорогой является одним из универсальных способов проводки энергетических кабелей.

    Поэтапное выполнение работы

    Первый этап. Сначала нужно выкопать с двух сторон дороги ямы. Их глубина должна равняться глубине устанавливаемой трубы. К этом показателю нужно прибавить ещё 20 сантиметров, чтобы было удобно работать.

    Из приямка проводятся все последующие работы. Он продолжает траншею и по своей длине должен быть не меньше минимальной длины отрезка подготовленной трубы, которую предстоит вбивать в землю с помощью кувалды.

    Такие же размеры должен иметь и приёмный котлован. В нём должно хватать места для удобного размещения. Примерные размеры могут равняться 60 на 60 сантиметров. Как правило, этого бывает вполне достаточно.

    Второй этап. Отмечаем ось будущего отверстия. Чтобы это сделать, возьмите стальной прут, заточите его с помощью болгарки, как пику, и вколотите в землю в том месте, где будет проходить труба. Длина прутка не должна быть больше двух метров. В противном случае он просто согнётся. Вбив отрезок, приварите к его концу следующий, и повторяйте эти действия, пока пруток не появится в приёмном котловане.

    Арматура или стальной прут указывают направление для вбивания трубы. Во время работы вы можете столкнуться с тем, что пруток упрётся в камень. В этом случае можно его не доставать из земли, так как это практически нереально, а просто отступить некоторое расстояние и начать работу заново.

    Третий этап. На этом этапе забиваем трубу. Но перед этим нужно сделать из трубы большего диаметра специальную насадку, чтобы вбиваемая труба не расплющилась.

    Кроме этого, край трубы, который будет уходить в землю, нужно сделать острым с помощью болгарки или даже нарезать на нём зубцы.

    Выполнив подготовительные работы, наденьте стальную трубу на прут. Затем наденьте насадку и ударьте по этой конструкции два или три раза. После этого убираем насадку, в трубу проталкиваем тонкую пластиковую трубку до упора и включаем насос.

    Как выполняется прокладка труб методом прокола: технические правила и советы специалистов

    На трубку лучше всего надеть муфту, с помощью которой будет зауживаться её диаметр, чтобы увеличить давление потока воды.

    Не забудьте приготовиться к тому, что весь вымываемый грунт будет поступать в обратном, то есть по направлению к вам. Поэтому лучше заранее подготовить приямник и установить в него бочку, в которую будет стекать вся грязь.

    Чтобы грунт попадал в бочку, понадобится воронка, на которую нужно надеть двухметровый шланг. Воронку можно сделать из пятилитрового бутыля, просто отрезав у него днище.

    После того, как принимающая бочка будет заполнена практически полностью, насос можно поставить в неё, но не на самое дно, а только на середину. Чтобы насос не сломался, его нужно защитить фильтром. В качестве фильтра подойдёт и небольшое ведро из пластика, в котором просверливаются дырки небольшого диаметра.

    Четвёртый этап. Вымыв часть земли из трубы, снова возьмитесь за кувалду и повторите третий этап. Когда вся труба уйдёт в почву, к ней нужно приварить следующий отрезок и повторить весь цикл, пока труба не появится с другой стороны дороги.

    Когда работа будет завершена, направляющий штырь будет свободен от грунта. Его можно использовать повторно, чего не скажешь о той трубе, которая была забита в грунт. Её уже нельзя использовать по прямому назначению, так как качество сварки при проведении такой работы могло пострадать. Поэтому стальная труба используется в качестве изолирующего футляра для трубы, имеющей меньший диаметр и изготовленной из других материалов.

    Этот метод доказал свою эффективность при использовании стальной трубы с диаметром 57 миллиметров. В неё затем была установлена ПВХ-труба для водоснабжения, диаметр которой составлял 32 миллиметра.

    Конечно, можно использовать и трубы с большим диаметром, но тогда потребуется либо сливать отработанную воду в подготовленную траншею, либо устанавливать ёмкость, имеющую большой объём.

    В настоящее время, выбор оптимального способа ремонта, прокладки инженерных коммуникаций – первостепенная задача в освоении подземного пространства современных мегаполисов, для крупных городов инженерные коммуникации являются неотъемлемой частью комфортной среды обитания современного жителя мегаполиса. Существуют различные способы прокладки инженерных коммуникаций, такие как открытая прокладка, с различными видами крепления траншеи, и бестраншейная прокладка коммуникаций, которая является динамически развивающимся и наиболее перспективным направлением подземного строительства.

    Бестраншейная прокладка трубопровода, США

    Применение бестраншейных технологий при прокладке инженерных коммуникаций позволяет оставлять нетронутыми полезные площади и ландшафт, а также осуществлять прокладку коммуникаций, в тех случаях, когда на поверхности уже имеется искусственное сооружение и другие препятствия. Это позволяет исключить расходы на восстановление прилегающих территорий, а так же сократить сроки проведения работ. Таким образом, бестраншейные технологии – это термин для наименования различных методов и технологий строительства и ремонта инженерных коммуникаций, а также для других подземных работ, проводимых закрытым способом, то есть без выемки траншей и без разрушения дорожного покрытия, благоустроенных участков городской территории.

    Еще вначале 80-х гг. зарубежные специалисты рассматривали неэффективность использования открытых методов строительства в коммунальном хозяйстве, которые несут различные неудобства и затраты для крупных городов. Первое широкое ознакомление российской инженерной общественности с многообразными зарубежными технологиями бестраншейного восстановления действующих трубопроводов различного назначения и их прокладки пришлось на 90-е гг. ХХ века.

    Основные методы бестраншейных технологий

    Метод прокола

    Одним из первых и наиболее простых методов бестраншейных технологий является метод прокола. Суть метода заключается в образовании скважины за счет уплотнения массива грунта. Технология работ выглядит следующим образом: сначала вырываются два котлована требуемой глубины – стартовый и приемный. В первом устанавливается рама с домкратами, и движимая их усилием снаряженная наконечником труба, в буквальном смысле, пронзает массив грунта и постоянно удлиняемая за счет добавления новых секций, выходит в приемном котловане.

    Необходимое для прокола усилие (обычно оно составляет от 150 до 2000 кН) прямо пропорционально квадрату радиуса сечения скважины, что автоматически позиционирует эту технологию в область малых диаметров труб. Важное значение имеют свойства грунта – пористость (чем она меньше, тем тяжелее сделать прокол) и коэффициент трения стали о грунт. Свою лепту в требуемую величину усилия вносят масса трубы и длина скважины (поэтому особенно длинные проколы нецелесообразны). Изначально прокол был просто «механическим». Затем появились его усовершенствования: гидропрокол (когда струя воды под давлением выходит из расположенной впереди трубы специальной насадки и, размывая грунт, помогает ей двигаться вперед) и вибропрокол (в этом случае применяются специальные источники продольно-направленных колебаний – вибромолоты).

    Метод прокола

    Плужный метод бестраншейной прокладки труб

    Сущность метода запахивания труб состоит в плавном перемещении плуга и протягивания их через кассету. Передвижение плуга осуществляется при помощи тягача, с которым плуг соединен стальным тросом, намотанным на барабан лебедки. Модернизированная конструкция позволяет запахивать не только пластиковые трубы, но и звенья чугунных труб с муфтовыми соединениями, имеющими тяговый замок с продольным силовым замыканием TIS-K. При этом сила тяги, воздействующая на замок, не должна превышать 100 кН, а скорость протяжки трубопровода от 6 до 10 м/мин.

    Вытесненный на поверхность грунт может заравниваться землеройной машиной или катком. Наиболее приемлем для легковытесняемых грунтов. Удобен для прокладки коммуникаций через водоемы. Применяются отечественные и импортные бестраншейные вибрационные кабеле- и трубоукладчики. По некоторым данным, производительность метода может составлять до 15 км прокладки коммуникаций в сутки.

    Санация газопровода методом Феникс, Москва

    Горизонтальное направленное бурение – ГНБ

    Метод горизонтального бурения состоит в одновременном бурении горизонтальной скважины и прокладки в ней трубы. Скважину создает буровая коронка, насаженная на вал шнекового конвейера, который предназначен для удаления грунта из трубы и вращается с частотой 5,1…31,9 об/мин. Труба подается в скважину полиспастом и лебедкой, приводимой в действие двигателем внутреннего сгорания. Все узлы такой установки, получившей название машины горизонтального бурения, смонтированы на общей раме. С помощью этой установки прокладывают трубы диаметром от 100 до 1000 мм на длину 20…45 м в песчаных грунтах и до 100 мм — в глинистых.

    Применяют машины разных типов, отличающиеся методом разработки грунта, способами его транспортирования внутри трубы и удаления из котлована, а также конструкцией буровой коронки. Грунт разрабатывают резанием или резанием и размывом водой под давлением.
    Если конструкция машин такова, что в процессе бурения прокладываемая труба перемещается вместе с буровой машиной, установленной и закрепленной на конус трубы, то длина рабочего котлована определяется общей длиной перехода (прокладываемой трубы). Если буровую машину устанавливают и закрепляют на отдельной деревянной раме, укладываемой на дне рабочего котлована, то его длина не превышает 15 м, что достаточно для размещения бурового оборудования и прокладываемой секции трубопровода. Ширина котлована по дну — 2…3 м, глубина на 0,5…0,6 м больше проектного заложения трубопровода.

    Способ продавливания

    Сущность способа продавливания состоит в том, что трубу вдавливают в грунтовый массив открытым концом, а грунт, попадающий внутрь по мере ее продвижения, разрабатывают и удаляют средствами гидромеханизации или вручную. Схема выполнения процесса в основном аналогична применяемой при проколе. Различие состоит лишь в том, что продавливанием прокладывают трубы диаметром от 600 до 1400 мм и на расстояние до 80 м. Это требует установки четырех, а иногда и шести гидравличесских домкратов, усложняющих конструкцию упора, рамы для домкратов и наголовника.

    Снизить усилия продавливания можно, придав режущей кромке трубы заостренную форму ножа (под углом 15…20° с утолщением ее на 50…60 мм по отношению к наружному диаметру трубы). Такие ножи в виде стальных секций длиной до 2 м применяют для прокладки железобетонных труб. Длина проходки из одного рабочего котлована — от 30 до 80 м. Более длинные трассы делят на несколько участков. Из каждого котлована проходку ведут сначала в направлении одного участка, затем — в противоположном. Рабочий и приемный котлованы к продавливанию труб подготавливают так же, как и при проколе. Давление от домкратов трубе передается наружными шомполами. Их так же, как и внутренние, блокируют с одной стороны со штоками домкратов или нажимной балкой, а с другой — с наголовником. Скорость и трудоемкость проходки продавливанием зависят от диаметра трубы, длины прокладки, свойств грунта и способов его разработки.

    Микротоннелирование, Польша
    Источник: Альбом The Wonders of Trenchless Technologies, ISTT

    Шнековое бурение

    Метод управляемого продавливания труб, осуществляемого с высокой степенью точности в самых разнообразных грунтах. Этот метод позволяет проходить подземные выработки без риска обрушения забоя, избежать значительных деформаций поверхности, что особенно важно при проходке коллекторов под существующими сооружениями и коммуникациями. Для данного метода характерны: скорость проходки до 150 м., диаметр труб от 600 мм до 1820 мм.

    Микротоннелирование

    Этот метод основан на строительстве тоннеля с помощью дистанционно управляемого проходческого щита, выдвигаемого из заранее подготовленной стартовой шахты. После завершения проходки (а она может вестись в прямолинейном или криволинейном направлении) его извлекают из приемной шахты. От продавливания микротоннелирование отличается большей длиной проходки (до 500 м, а при необходимости до нескольких километров), скоростью и точностью (независимо от длины трассы она контролируется компьютерным комплексом с применением системы лазерного ведения). А кроме того, минимизацией затрат и материальных ресурсов.

    С помощью микротоннелирования можно «пробиться» через грунты любой категории – от неустойчивых суглинков и водоносных песков до скальных пород, работать в смешанном забое, не бояться появления в грунтовом массиве по трассе крупнообломочных включений, валунов, гальки и щебня. Для прокладки микротоннелированием используются самые разные трубы: полимербетонные, железобетонные, керамические, стеклопластиковые, асбестоцементные.

    Санация

    Способ замены труб, производимый без прекращения движения транспорта, объездов, пробок, и.т.п. Способ основан на принципе динамического удара: разрушающая головка продвигается по заменяемому трубопроводу из бетона (без арматуры), асбоцемента, ПЭ и чугуна, разрушает их. Одновременно затягивается труба такого же или большего диаметра.

    Технология управляемого прокола. Принцип действия управляемого прокола грунта, особенности технологии прокола грунта

    Выделяют несколько разновидностей методик БПТ. Они отличаются технологическими особенностями. На практике широкое распространение получает техника управляемого прокола. Она основана на использовании способности мягких и упругих грунтов к продавливанию и уплотнению. Реализуется прокол за счет работы агрегатов. Последние продавливают и уплотняют грунт. В забое образуется скважина, куда затем располагается труба. Продавливание возможно вести агрегатами пневматического типа или непосредственно трубой с наконечником. Усилие создается домкратами.

    Выделяют способ продавливания при участии бурового инструмента, кот. внедряется в забой. Применяется расширяющий наконечник, кот. фиксируется к трубе. Работа расширителя и конического инструмента позволяет уплотнять грунт и формировать плотную и ровную скважину. Когда проходка скважины завершена и в ней размещены трубы, грунт самовосстанавливается вокруг трубы и формирует плотную субстанцию. Впоследствии система труба-грунт адаптируется и становится способна выдерживать деформационные нагрузки и работать в комплексе.

    Реализуется управляемый прокол при участии особых типов агрегатов. Установки для прокола управляемого типа включают комплекс след. рабочих узлов:

    — станция домкратная, кот. включает несколько домкратов, объединенных на раме;

    — маслонапорная станция;

    — привод для маслонапорной станции с двигателем;

    — буровой инструмент в комплектации. В нее входят штанги пилотные, головки, наборы расширителей;

    — система локализации беспроводного типа.

    Агрегаты для управляемого прокола имеют узлы разной направленности. Ведущим узлом является собственно буровая головка и система штанг. Именно она ведет основную работу по разбуриванию грунта. Штанги обеспечивают управление головкой. За счет гибкости они позволяют с точностью контролировать положение головки. Усилие для внедрения головки в толщу грунта сообщается домкратом. Он гидравлический и снабжается полым штоком. Инсталлируется домкрат на спец. прочной раме. Рама имеет 2 типа упоров и может фиксироваться добавочно анкерами. Домкрат и его конструкция дает возможность обеспечивать перемещение штанг в заданном направлении. Также головке может сообщаться вращение. Комплексная мера позволяет вести проходку эффективно, быстро и с минимальным риском для самого инструмента.

    Управление проколом осуществляется при участии локализационной системы. Она состоит из нескольких узлов. В комплексе они обеспечивают эффективное взаимодействие. Имеется также механизм поворота для головки, пилотного става. Сама головка снабжается скошенным наконечником. Благодаря этому она внедряется в грунт и способна эффективно проводить траекторию. За счет скоса головки можно эффективно изменять ее продвижение. Пилотный став задавливается проталкиванием. Вращение не применяется. Притом став проходит плотно и не отклоняется.

    При работах используются различные варианты головок. Производители предлагают разные конфигурации. Выбор делается, исходя из типа грунта. Отличаться головки могут по длине, типу, профилю. Притом самые длинные головки нужны для грунтов слабых и легко проходимых.

    Управляемость прокола реализуется за счет работы системы локализации. Она работает в комплексе. На головке инсталлирован передатчик. Он связан с принимающим устройством. На мониторе у оператора визуально выводится положение головки в грунте, угол ее наклона, траектория, поворот, ход прокола. Подбирают различные передатчики. Тип зависит от гл. бурения и типа грунта.

    Став пилотный представляет собой комплектацию из буровых штанг. Его пропускают чз полый шток гидравлического домкрата. Притом формируется грамотная передача усилия, кот. участвует в его перемещении. Усилие обеспечивается при участии спец. захвата.

    Стыкование м\у собой буровых штанг и с установкой проводится резьбовым типом стыкования. Притом надо помнить, что соединение проводят с макс. аккуратностью, чтобы резьба не была повреждена. В противном случае ухудшится сцепление штанг и агрегат может работать неэффективно.

    В бурении участвуют расширители. Они выполняются в форме стальной конструкции с усеченным конусом и цилиндром. Конус размещается в передней части расширителя, а цилиндр – в задней. Последний служит для уплотнения грунта и закрепления трубопровода, а конус собственно раздвигает и уплотняет его. Расширители выпускаются разного калибра. Как результат возможно подобрать приспособление для каждого типа прокладки. Размеры, задаваемые расширителем, должны быть в проц. соотношении больше калибра самой трубы. Увеличение может достигать 24-32 проц. При подборе расширителя надо учитывать и тип грунта, особенности прокладки, геодезию. Если надо проложить линию большого калибра, то пользуются расширителями, входящими в комплектацию установки ГНБ.

    При процессе работы от гидравлического домкрата передается усилие реактивного типа. Воспринимается оно стеной котлована. Передача ведется при участии стальных инвентарных плит и деревянных щитов. Исполняются щиты из досок нормированной толщины. Доски после прокладываются меж плитами и стенкой котлована.

    Алгоритм работ по прокладыванию технологией управляемого прокола строится поэтапно. Выделяются след. этапы:

    — на 1 этапе организуется подготовка площадки СМР, заготовка котлованов приемного и стартового. Размеры котлованов зависят от габаритов оборудования. Глубина нормируется по проекту. Котлованы укрепляются по технологии. При необходимости дно котлована выравнивается и подсыпается;

    на 2 этапе проводится инсталляция агрегатов. Монтируется домкратная рама, на ней закрепляются домкраты. Они фиксируются при участии анкеров и направляющих. Раму обязательно центрируют. Инсталлируется маслонапорная станция и к ней подводится питание и коммуникации. Она стыкуется с домкратной схемой. Все инсталлированное оборудование проверяется и настраивается;

    — 3 этап предполагает прокладывание пилотного става. Завершается он выходом става из приемного котлована;

    — 4 этап предполагает инсталлирование в приемном котловане расширителей к пилотному ставу. К расширителю фиксируется труба. Фиксация проводится при участии вертлюга. Трубу можно спускать прямо с барабана (если используется труба ПВП) или сваривать в плети;

    — 5 этап проводится до расширения скважины до нужного калибра. Притом протягивается и труба. Вертлюг компенсирует вращение. По мере затягивания секции трубы могут свариваться плетьми. Можно сначала формировать плеть и после затягивать. Пространство внутри шахты может заполняться демпферным раствором на основе цемента;

    — последний этап предполагает разборку установки и перенос ее на др. участок, либо направление на складирование или стояночный пункт.

    Методика ГНБ прокола при прокладывании линии под дорогой

    Трассы трубопроводов редко одинаковы на всей протяженности. Они переходят ч\з преграды, стыкуются с различными коммуникациями, пересекают их, проходят по зонам природных объектов, ч\з водоемы и пр. В таких случаях требуются особые методики, кот. обычно направлены на предотвращение разрушения проходимого объекта – дороги, коммуникаций, жд полотна. БПТ здесь будут как нельзя кстати.

    Техника ГНБ прокола поможет в организации перехода под дорогой с меньшими затратами, а главное, без разрушения самого дор. полотна. То же самое можно сказать и о других объектах. ГНБ позволяет выполнять переход под дорогой бурением или проколом. Работает современная техника, кот. отличается точностью и качеством проходки.

    БПТ и ГНБ

    Все чаще подрядные организации специализирующиеся на прокладывании трубопроводов и систем подземного типа отдают предпочтение бестраншейным технологиям. Этому есть несколько причин. БПТ значительно экономичнее, чем традиционная траншейная прокладка. Также технология позволяет избежать масштабных разрушений на местности и вреда для природной среды. Подобные перспективы позволяют значительно изменить в лучшую сторону всю технологию устройства подз. сетей.

    Техники БПТ универсальны. Они позволяют сооружать на местности самые разные сети. Сюда входят сети транспортные, производственные, коммуникационные, мелиоративные, а также сети с защитными трубками – СКС, ЛЭП, ВОЛС.

    По мере развития БПТ обрела несколько вариантов своей реализации. Технологии отличаются алгоритмом исполнения, назначением, комплектацией применяемых агрегатов. Выделяют прокол под дорогой, управляемый прокол, ГНБ, продавливание, микротоннелирование. Для устройства переходов и протяженных отрезков используют технологию прокола и ГНБ. Прокол реализуется для проходки мягких грунтов. Притом должны быть обеспечены след. требования:

    — маршрут проходки должен соблюдаться с макс. точностью;

    — надо обеспечить минимальное осыпание грунта в пробое;

    — повреждения ландшафта должны быть минимальными;

    — требуется сохранение природной среды;

    — при реализации методики отсутствуют траншеи и разрушение препятствия.

    Если грунт под препятствием достаточно сложный, каменистый, то предпринимают проходку по методу ГНБ. Оценку состояния грунта возможно провести при качественной геодезической оценке местности. Для ГНБ используются агрегаты, отличающиеся точностью проходки и производительностью. Их возможно использовать при проведении линий ч\з жд пути. Именно такие коммуникации требуют особого отношения, поскольку любые обвалы могут оказаться катастрофичными.

    Прокол грунта и БПТ

    Устройство коммуникационных линий должно вестись в строгих технологических рамках. Такие сети подвергаются серьезным нагрузкам, потому должны быть прочными, стойкими, надежными. Чтобы это реализовать, каждый этап их сооружения должен контролироваться. Трубы укладываются несколькими способами: траншейными, бестраншейными. Последний вариант в современных условиях набирает большую популярность. На стороне БПТ большая скорость работ, меньшие объемы раскопок и повреждений, экономичность и экологичность. Выделяют несколько вариантов технологий БПТ. Чаще всего применяются прокол под дорогой и ГНБ. Первый вариант удобен для проходки труб в мягких грунтах и по коротким отрезкам линий. ГНБ справляется с более протяженными отрезками и способствует прохождению плотных грунтов.

    Агрегаты для ГНБ используются самые современные. Они реализуют скорость проходки, ее качество и точность. Управляемость методики реализуется при помощи локализационного оборудования. Передатчик инсталлирован на основном инструменте бурения – буровой головке. Приемник и преобразующее устройство составляют комплекс, позволяющий оператору визуально оценивать положение головки и контролировать его. Вести проходку возможно как строго по заданному направлению – вертикальному или горизонтальному, или под углом.

    ГНБ возможно использовать для устроительства водопроводных сетей, канализационных, линий связи, транспортных трубопроводов, какие имеют переходы ч\з малые водоемы, дороги, пути жд.

    Технику ГНБ возможно использовать в тех случаях, когда надо защитить препятствие от повреждений, а сам грунт от осыпания и оползней.

    При участии ГНБ возможно следующее:

    — формировать дренажные системы;

    — создавать защиту для тоннельных сводов;

    — предохранять от повреждений дороги, пути, тротуары;

    — сохранять от повреждения почву, плодородный слой грунта.

    Система ГНБ позволяет осуществлять технические и экономические преимущества. Кратко их можно сформулировать так:

    — сокращаются бюджеты устроительства и расходы на выполнение СМР;

    — большая часть агрегатов автономна и обладает высокой долей механизации. Как результат участие человека в опасных и трудоемких работах возможно сократить;

    — агрегаты отличаются экономичностью в плане энергоресурсов;

    — методика позволяет сохранить в первозданном виде ландшафт на местности, снизить разрушения декоративных построек, городских коммуникаций.

    БПТ и ГНБ

    Строительство систем трубопроводов является крупномасштабной отраслью, имеющей в арсенале массу различных технологий. Притом они постоянно дополняются и совершенствуются. В последнее время все больше подрядчиков, занимающихся устройством трубопроводных сетей на местности, обращаются к практикам бестраншейных технологий. И этому есть причины. Во-первых, такая методика значительно более экономична, чем траншейная прокладка. Во-вторых, БПТ не приводит к сильным разрушениям на местности, а в городских условиях это наиболее важно. В-третьих, практика зачастую безопасна для соседствующих коммуникаций и др. инж. объектов.

    С развитием БПТ появились разные вариации ее реализации. Широкое использование получают техники прокола и продавливания, ГНБ, микротоннелирования, щитовой проходки. Техника ГНБ позволяет работать в самых разных грунтах, в т.ч. особо плотных, что делает ее универсальнее прочих. Алгоритм ГНБ заключается в предварительной разработке пилотной проходки, кот. далее расширяют до нужного калибра и затягивают в нее трубу. Как видно, методика не сложная, но тем не менее требует внимания и профессионализма при ее реализации.

    Несмотря на все преимущества, ГНБ все же уязвима перед грунтами сыпучими или наводненными. Первые не дают сформировать скважину, постоянно осыпаясь. Во вторых грунт. воды размывают траекторию бурения, в результате чего страдает точность проходки. Если геодезические исследования показали именно такие типы грунтов на местности, то надо обратиться к др. способам БПТ или применить траншейную прокладку.

    Грунт из скважины при ГНБ удаляется шнеком. Некоторые установки могут быть добавочно оснащены конвейером. Такие отличаются наибольшей производительностью. При бурении используется также буровой раствор. Он обеспечивает снижение трения и улучшает отделение грунтовой суспензии.

    Кроме традиционного бурения, возможно проводить скважины в грунте при участии пневмопробойников. Это спец. агрегаты, в основе работы кот. лежит действие сжатого воздуха. Ведущий орган пневмопробойника размещается в участке трубы и образуется скважина. В ней после размещается труба. Ведущим органом пневмопробойника является ударник. Под действием возд. ударник перемещается и забивает трубу в грунт.

    Пневмопробойник может оснащаться спец. устройством, кот. обеспечивает управляемость проходки. Если надо увеличить дл. скважины, то к пробойнику крепят спец. насадку с удлинителем.

    Последовательность СМР при БПТ

    Алгоритм БПТ в целом схож на различных методиках. Исключение состоит в технологии разрушения грунта и формирования скважины.

    Как сделать прокол в земле для водопровода

    В целом все технологии, ГНБ, прокол, микрощиты и пр., имеют несколько схожих этапов. Первым является подготовительный. Здесь определяются границы площадки СМР, организуются стояночные пункты, доставляются устройства и техника. На следующем этапе проводится заготовка котлованов. 1 называется стартовым, из него будет вестись прокладка. 2 приемным. Он также участвует в работах. В основном из приемного котлована подаются некоторые устройства или плети труб для затягивания. Третий этап БПТ предполагает инсталляцию агрегатов в котловане. Здесь использование конкретного агрегата – установки ГНБ, микрощита, домкрата, пробойника – будет зависеть от выбранной технологии. Устройства проводят разрушение грунта и формируют скважину. В некоторых технологиях она устраивается сразу нужного калибра, в некоторых ее надо постепенно расширять. Когда проходка совершена, в готовую скважину возможно затягивать трубу. В целом на этом прокладка заканчивается. После проверяют качество заделки, приваривают запорную арматуру, стыкуют трубу с основной линией и котлованы закапывают. В обязательном порядке восстанавливают покрытие на участке – плитку, асфальт, газон.

    Производим и поставляем оборудование и установки для прокола грунта. Мини-установки прокола грунта, средние установки прокола грунта, а также мощные и большие установки для прокола грунта любой плотности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *