Тверской Городской Форум

Статьи, обзоры и общение

ЗИЛ 63 холодильник

Холодильник прочно вошел в советский быт позже телевизора. Хотя, казалось бы, это менее сложный прибор, его изобрели задолго до телевизора, и стоил он меньше. Но факт остается фактом: в начале 60-х годов только 5% советских семей имели холодильники. В начале 70-х они были лишь у каждой третьей семьи. А на каждой кухне холодильник прочно обосновался только в конце того десятилетия, то есть всего сорок лет назад.Подробнее — в рубрике Бориса Бейлина «Что почём?» на радио «Вести ФМ».

В середине 30-х годов нарком пищевой промышленности Анастас Микоян, вернувшись из поездки в Америку, предложил Сталину организовать в СССР производство бытовых холодильников. Вождю эта идея не понравилась. Зачем тратить государственные средства, если у нас длинная зима и население привыкло хранить продукты в погребах? Но после войны Микоян вновь поставил этот вопрос, и на этот раз получил одобрение Сталина. Было решено организовать производство бытовых холодильников на Московском автомобильном заводе ЗиС, то есть заводе имени Сталина, на Саратовском авиационном заводе и в Муроме. Холодильники также стал выпускать столичный завод «Газоаппарат». Партии были небольшими — по несколько десятков тысяч штук. Стоили первые холодильники дорого. В свободной продаже появлялись редко. Их можно было приобрести главным образом на предприятиях, по записи.

Первые массовые образцы появились в самом начале 50-х годов. Флагман — «пузатый» холодильник «ЗиС-Москва». После переименования завода его слегка усовершенствовали и назвали «ЗиЛ-Москва». Причем снабдили замком — новый ЗиЛ можно было закрыть с помощью ключа. Таким образом, в коммуналках удобно было сберегать продукты от соседей.

Появились и другие модели, с меньшим объемом. «Север» и очень популярный «Саратов». До хрущевской денежной реформы он стоил полторы тысячи рублей, а после — 150 рублей. В середине 60-х выпустили более дорогую модель «Днепр» — 275 рублей притом, что средняя зарплата в стране составляла 90 рублей. Холодильник тогда не стал предметом первой необходимости. Более того, до середины 70-х годов в СССР многие квартиры даже в новых домах были оборудованы «холодильным шкафом». Он располагался, как правило, на кухне, под подоконником. Имел отверстие, выходящее на улицу. Через него зимой в шкаф проникал холодный воздух.

Расцвет отечественного производства холодильников пришелся на 70-е годы. Их выпускали десятки предприятий по всей стране по нескольку миллионов штук в год. Можно было выбирать.

История холодильника

Моделей было много. Среди них обновленный «ЗиЛ-Москва». Объем 240 литров. 335 рублей. Его конкурент «Минск-11». 220 литров. 375 рублей. «Бирюса», с меньшим объемом — 250 рублей. Столько же стоил «Днепр». Старый добрый «Саратов-2». 98 литров. 170 рублей. Маленький «Морозко». Всего 60 рублей. Средняя зарплата в СССР в середине 70-х годов выросла до 150 рублей — это как раз цена недорого холодильника.

Советские холодильники по своим характеристикам уступали западным образцам. Они были шумными, тяжелыми, потребляли много энергии. Поэтому особенно ценился легендарный финский холодильник «Розенлев». Он появился в СССР в 60-х годах, стоил больше 700 рублей. И главное, просто так достать его было невозможно — распространяли по предприятиям. Но, что интересно, уступая иностранным холодильникам в комфортности, наши аппараты (по крайней мере, самые популярные модели) не уступали им в долговечности. Советские ЗиЛы и «Мински» и сейчас работают во многих квартирах. А кое-где на дачах продолжают нести службу и совсем древние аппараты типа «Саратова» или «Севера» 60-х и даже 50-х годов.

Полноценное производство холодильных аппаратов в Советском Союзе было налажено только в послевоенные времена — в пятидесятые годы. Изначально в новых домах предусматривалось наличие встроенных холодильных шкафов, но уже совсем скоро с конвейеров стали сходить усовершенствованные отдельностоящие агрегаты. Сегодня мы расскажем вам, какие холодильники пользовались наибольшим спросом в СССР и поделимся небольшой историей создания раритетной техники.

Типы советских холодильников

В СССР создавались холодильники двух типов: абсорбционные и компрессионные.

Абсорбционные агрегаты получили свое название за счет процесса охлаждения, который в них происходил. Сама суть заключается в том, что поглотитель (жидкий или твердый в зависимости от модели холодильника) вбирает в себя пары аммиака, который выступает в роли хладагента. Самым первым таким агрегатом в Советском Союзе стал ХАНИТ-25-2-36. Сразу после него выпустили 250 экземпляров ХАНИТ-30-6-38. Значительным недостатком являлся тот факт, что в случае поломки агрегаты не поддавались ремонту.

Компрессионные же холодильники работали по совсем иному принципу. В небольшом ящичке — испарителе — осуществлялся переход хладагента из жидкого состояния в газообразное; в этот же момент испарившийся охладитель поглощал тепло из стенок техники. Первый такой холодильник был выпущен на Харьковском тракторном заводе и получил название ХТЗ-120.

Помимо этого, в СССР пытались запустить производство и термоэлектрических холодильников. Здесь в качестве охладительного элемента выступали термоэлектрические модули. Первым среди таких агрегатов стал холодильник “Морозко”.

Модели советских холодильников

Холодильники, произведенные в 50 годах при СССР можно встретить и сейчас, но удивляет не само наличие подобной техники в квартирах и загородных домах, а ее внешний вид. С момента их производства прошло больше чем полвека, а он остался неизменным. Почему? Давайте узнаем:

  1. Для покрытия старых холодильников использовался лак повышенной прочности. Он не подвержен различным сторонним воздействиям, не слущивается и не скалывается в отличие от используемого современного покрытия.
  2. Советские холодильники, в частности Ока, Днепр, Морозко, Донбасс способны работать несмотря на скачки напряжения. Компрессор от них не страдает, а холодильник способен запускаться как при понижении показателей, так и при их повышении. Новые агрегаты не имеют подобной защиты, потому перегорают при малейших колебаниях.
  3. Ремонтоспособность. Детали, используемые для сборки советских холодильников были одинаковыми, потому если невозможно купить оригинальный модуль, допустимо его заменить на элемент от другого холодильника. Такой ремонт не скажется на работе агрегата.
  4. Надежность и высокий запас прочности. В холодильных агрегатах использовалась медная трубка, вместо новомодной алюминиевой. Утечка фреона может быть быстро обнаружена и устранена, в то время как в новых моделях сделать это не всегда возможно.

С преимуществами разобрались, но какие модели оборудования можно было встретить в магазинах бытовой техники? Давайте разберемся и детально рассмотрим принцип их работы.

Кристалл

Самые совершенные холодильники абсорбционного типа собирались недалеко от Киева — на Васильковском заводе. Здесь же выпускались и все комплектующие для техники, поскольку на производстве располагались металлопрокатные цеха, цеха по производству поролона, полистирола и пластмассы.

Холодильники “Кристалл” отличались практически бесшумной работой и функционировали не только от электроэнергии, но и от газа. Однако среди преимуществ выделялся и один существенный недостаток — высокое энергопотребление.

В восьмидесятых годах двадцатого века в продажу поступила модель холодильника “Кристалл-9”. Общий объем такого агрегата составлял 213 литров, из которых 33 литра приходилось на морозильную камеру. Кстати, в последней минимальная температура составляла -18 градусов по Цельсию.

Следующей моделью стал усовершенствованный “Кристалл-9М”. По сравнению с предыдущими моделями, он имел удобный терморегулятор, который позволял поддерживать заданную температуру в отсеках, и автоматическую систему размораживания. Помимо этого, новый холодильник потреблял гораздо меньше электроэнергии.

Апшерон

“Апшерон” — это холодильник из Башкирской области. Самыми первыми моделями стали однокамерные агрегаты. Благодаря высокому климатическому классу, они получили широкое распространение не только в Советском союзе, но и в Странах Латинской Америки и Африки.

Для корпуса “Апшерона” применяли сталь с антикоррозийным покрытием.

В восьмидесятых годах наладили производство двухкамерных моделей, полезный объем которых достигал 300 литров.

Хоть времена СССР прошли очень давно, некоторые старые советские холодильники можно до сих пор встретить в домах старшего поколения. Это и не удивительно. Тогда технику производили действительно на века.

Видео: холодильники СССР

Качеству и надежности холодильного оборудования, производимого в советском государстве, могли позавидовать иностранные производители. Один из шедевров инженерной мысли – холодильник ЗИЛ. Надежность агрегатов проверена временем. Более полувековой период эксплуатации в условиях далеких от идеальных тому подтверждение.

В последние 2 года резко повысился спрос на бытовое оборудование времен СССР. Стоимость некоторых образцов ЗИЛ красного цвета доходит до 100000 рублей. Действующие приборы первых выпусков до сих пор служат хозяевам. В рамках этой статьи речь пойдет: о технических особенностях домашнего оборудования советского производства, моделях, возможности ремонта своими силами.

Технические специалисты, и обычные пользователи подтверждают качество комплектующих и ремонтопригодность агрегатов. Устойчивость к резким изменениям электрического напряжения; прочность корпуса и внутренних частей морозильных приборов; не абсорбирующий запахи материал; легкость в разборке – основные качества техники ЗИЛ, выпускаемой СССР в послевоенные годы.

На заводе имени Сталина (переименован в завод Лихачева) предъявлялись строгие требования к качеству продукции. Малейшие изъяны в виде царапины и некондиционного цвета служили причиной отбраковки. Технические детали – компрессор, двигатель, реле, были на особом учете и проходили тщательную проверку.

Жесткие требования к качеству всех деталей оправдывались особенностями сбыта. Часть холодильников предназначалась чиновникам по распределительным квотам. Вторая часть элитного оборудования продавалась за рубеж.

Холодильник ЗИЛ 64

Разработчики приборов ЗИЛ 64 кш 1988 года выпуска порадовали владельцев значительными техническими усовершенствованиями.

  • Автоматическая разморозка.
  • Наличие трубопровода для отвода талой воды из камер.
  • Повышенный температурный режим до -18 градусов.
  • Увеличенный размер морозильника.
  • Улучшенные изоляционные свойства.
  • Улучшенная внутренняя планировка.
  • Оснащение колесиками для перемещения.
  • Перевешивание двери.

Положительным качеством является автоматическое оттаивание и удаление влаги в морозильном отделении.

Минусом модели является ручное управление оттаиванием при повышении температуры окружающей среды выше + 30 градусов. Терморегулятор необходимо ставить на 0. Аппарат включается только после полного оттаивания в автоматическом режиме.

Ремонт холодильника ЗИЛ 64

Характерной особенностью марки ЗИЛ является долговечность узлов. Много старой техники работает без значительного ремонта по 30-50 лет. В большинстве случаев выходят из строя реле. Замена не представляет сложности. Разбирать старые образцы техники очень легко. На задней стенке шкафа внизу необходимо открутить конденсатор (2 болта) и весь агрегат (4 болта). Затем выдвинуть механизм на себя, освободить реле от пружинного крепления и двух проводов. Вытянуть деталь из разъемов.

Холодильник ЗИЛ Москва (1951-1957)

Первые приборы для охлаждения продуктов появились в розничной сети столицы СССР в конце зимы 1951 года. На заводе имени Сталина производилось ограниченное количество холодильного оборудования.

Довоенное производство не успело набрать обороты. Послевоенный период требовал неимоверных усилий по восстановлению разрушенного хозяйства. К 1957 году было выпущено всего 7000 холодильников.

Обтекаемые формы – характерная особенность первых агрегатов марки ЗИЛ. Продукция завода ЗИС (ЗИЛ) изготавливалась из пищевой прочной и качественной стали с антикоррозийным покрытием. Толщина обшивки составляла не менее 8 сантиметров. Приборы производились по высоте около полутора метров. Ширина агрегатов около 70 см.

Для первых моделей особенностью является наличие больших ручек с затворным механизмами, кнопками и замками. Корпус приборов покрывали прочной белой эмалью. Десятилетия эксплуатации не смогли разрушить покрытие таких агрегатов.

Эмаль не впитывает запахи, с легкостью отмывается даже с помощью абразивных веществ от грязи и кислот. Полезный объем приборов составлял около 170 литров, что было вполне приемлемо для владельцев того времени.

Компрессор холодильника ЗИЛ

В нижней части сзади шкафа устанавливался герметичный компрессор, рассчитанный на напряжение 110-127. В стране изготавливались свои качественные компрессоры. Обеспечивался длительный срок работы благодаря низкому напряжению и малым оборотам. Компенсировались низкие обороты большой компрессией.

Холодильник ЗИС

К зиме 1949 года в СССР появился опытный образец с наименованием ЗИС-Москва ДХ2. В создании техники принимали участие специалисты из авиационной и автомобильной отрасли. Наладилось массовое производство зис. В конце зимы 1951 года холодильники появились в розничной торговой сети. Переименовали завод и марку после смерти Сталина.

Технические характеристики холодильника ЗИЛ кш 240 (модель 62)

Новый холодильный агрегат третьей модели с обозначением кш 240 появился в розничной сети столицы в 1969 году. Конструкторское бюро завода максимально адаптировало прибор к городскому малогабаритному жилью. Форма изменилась с округлой на квадратную, что идеально вписывалось в интерьер небольших кухонных помещений.

Компрессор остался прежним, при работе производившим сильный шум. Объем морозильной камеры – 26 кубических дециметров. Полезный объем внутреннего пространства не меняли – 240 л. На аппарате появилось обозначение с двумя звездами. Это указывало на усовершенствованную модель – морозилка поддерживала -12 градусов. Существенным недостатком осталась плохая теплоизоляция, из-за чего происходило сильное намерзание снега на камере.

Впервые на двери были применены магнитные уплотнители. На прежних моделях использовались резиновые полосы. Такое усовершенствование позволило эксплуатировать оборудование в условиях жаркого климата. Как в предыдущих образцах изготовление новой версии агрегата требовало больших трудовых затрат и металла.

Холодильник ЗИЛ 62

Модель 62 выпустили в 1969 году. Корпус приобрел прямоугольную форму и легко располагался в ограниченном пространстве кухни. Общий полезный объем оборудования осталось прежним – 240 литров.

Технические характеристики холодильника ЗИЛ 63 кш 260

Первая партия более комфортабельного бытового оборудования ЗИЛ 63 поступила в розничную продажу в 1976 году. Обновленный механизм при работе издавал значительно меньше шума, был почти как немой.

Морозильная камера капельного типа стала большего размера 30 дециметров в кубе и обеспечивала температуру -18 градусов. Для изготовления камеры использовалась высококачественная сталь.

Температура регулировалась с помощью ручки реле. При повышенной температуре для оттаивания и удаления инея ручка переводилась в нулевое положение. Затем устанавливалась в нужное положение. Механизм запускался автоматически после полного оттаивания.

Произошли изменения в конструкции двери. Появилась возможность перевешивать на удобную сторону. Для теплоизоляции использовано стекловолокно. Дверцу оснастили ячейками для бутылок и яиц. Модель 63 выпускали около десяти лет.

>Сколько весит холодильник ЗИЛ

Оборудование образца 63 весит 60 килограмм. Более поздние модели весили значительно больше ввиду использования массивных стальных корпусов – 80 кг.

Модельный ряд на ранних стадиях производства

Сам завод ЗИЛ был основан в 1916 году. Учитывая ситуацию в стране, которая сложилась на тот момент, развитие завода переживало не самые лучшие времена. Послевоенная обстановка способствовала замедленному развитию промышленности и предполагала активное участие в проекте множества сил, чтобы набрать мощность производства.

В этот период завод в основном занимался ремонтом вернувшихся с фронта грузовиков и мотоциклов. Свой первый грузовик ЗИЛ выпустил в 1924 году. Это был большой скачок. Этот грузовик был создан по концепту итальянского грузовика ФИАТ .Он получил название АМО-Ф-15.

Его главным недостатком была большая стоимость производства. Поскольку грузовик собирался из многих цветных металлов и ко всему кустарным способом, его стоимость была действительно большой.

Для сравнения автомобиль Форд в Америке стоил порядка 800-900 рублей, тогда как отечественный грузовик 8000-8500 рублей. Индустриализация быстро развивалась и приносила большие изменения в производство, тем самым сокращая стоимость товаров. Это привело к необходимости перехода на новую модель, которая будет дешевле и выгоднее.

В 1930 году руководство ЗИЛ купили лицензию на американский грузовик и начали переделывать завод на производство новой модели. В конце всех усовершенствований был получен новый грузовик, который получил название ЗИС-5.

Эта модель получила более 20 модификаций. Это было большое достижение для завода. В сутки он выпускал 60 грузовиков. Самым сложным периодом для завода были 1937-1938 года, поскольку вследствие сталинских репрессий руководство завода полностью поменялось.

В 1951 году был налажен выпуск холодильников, которые отличались большой надежностью по сравнению с присутствующими на рынке. Примерно в это же время наладили выпуск легковых элитных автомобилей высшего класса ЗИС-101. Эти автомобили были самыми практически бесшумными.

В 1953 году было создано особое подразделение, которое совместно с Китаем начало разработки вездеходов и прочих автомобилей специального назначения.

Новый легковой автомобиль был создан в 1957 году. Он получил название ЗИС-50. В этих же годах глубокую модернизацию прошел и грузовик и усовершенствованную модель (ЗИС-130) продавали на американском рынке.

Этот новый грузовик получил двигатель мощностью 140 лошадей, гидроусилитель, трёхместную кабину, ветровое стекло с дворником. Его новый дизайн, разработанный дизайнерами ЗИЛ, действительно был достойным показаться на американском рынке. А надежность, благодаря качеству производства, не вызывала сомнений.

Автобусы

Чем же были представлены продукты ЗИЛ на автобусном рынке. Первый автобус этой марки был создан в 1926 году.

Он вмещал 14 пассажиров и разгонялся до 50 километров в час, что само по себе было неплохим результатом на те года. Самым популярным в довоенный период был автобус ЗИС-8, который уже вмещал 22 пассажира, имел шести цилиндровый двигатель и разгонялся до шестидесяти километров в час. В военный период производство было милитаризировано. В послевоенный период одной из главных моделей автобусов, на которой было сфокусировано производство была модель ЗИС-154 и ЗИС-155.

Он получил новый дизельный двигатель, который позволял ездить со скоростью 65-70 километров в час, вмещал 40 пассажиров. В шестидесятых годах этого же столетия также был выпущен ЗИС-158, который получил форсированный двигатель, вымещал шестьдесят пассажиров, тридцать два из которых могли перемещаться в сидячем положении.

Однако сам автобус потяжелел до 10 тонн, поэтому максимальная скорость ограничивалась 65 километрами в час. Самыми знакомыми автобусами междугороднего соединения стали автобусы модели ЗИС-154. Эти автобусы получили большое распространение, и долго служили на дорогах, даже и до нашего времени можно встретить некоторые модификации этих автобусов.

Грузовик ЗИЛ 157 – внедорожник производства СССР.

Смотрели: 456

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *